Обычай декорировать дом посудой уходит корнями в далекое прошлое, причем в разных культурах, на Западе и на Востоке, он был одинаково популярен. Например, в Китае посуде, ее рисунку, размещению в доме и церемонии подачи на стол отводилась важная роль. А в кухнях и столовых Прованса, домах Голландии и английских коттеджах специально подобранная посуда хранилась на навесных полках и в застекленных шкафах, правда, назывались они по-разному. Так во Франции специальные посудные шкафы назывались дрессуары, а в России — буфеты и горки.
Конструктивно они могли отличаться, а могли иметь много общих черт, но роднило их то, что посуда, выставленная на полках, не была предназначена для повседневного использования. В лучшем случае, ее использовали в праздники, а чаще всего эта дорогая и красивая посуда служила украшением столовой, гостиной или кухни, являясь своеобразной гордостью хозяйки дома и даже подтверждением социального статуса семьи.
Ведь от того, насколько дорогую посуду могла себе позволить семья, определялось и ее материальное положение, и, соответственно, уважение соседей. Не зря в русском языке бытует с давних пор выражение «едят на золоте и серебре». Но оно, видимо, возникло тогда, когда на Руси еще не знали фарфора, потому что эта экзотика, привезенная с первыми морскими экспедициями на Восток, ценилась в средневековой Европе дороже золота.
Иметь фарфор мог позволить себе не каждый французский аристократ, но, если же он приобретал фарфоровый сервиз, то хранил его на видном месте в столовой или в застекленном шкафу, дверцы которого для верности еще оснащались и бронзовой решеткой.
С тех пор такие стилизованные посудные шкафы используются и в современных интерьерах. А посуда, хранящаяся в них, подбирается по колориту и стилю к обстановке столовой, потому что ее основная роль не служить атрибутом обеденного стола, а украшать собой комнату. Посмотрите, как гармонично дополняет интерьер бледно-зеленая посуда за стеклом буфета в классической столовой.
Европейские мореплаватели везли на родину и китайские фарфоровые бочонки с крышками, которые использовались в Китае хранения всевозможных сыпучих продуктов или сушеных трав. А теперь такой в прошлом утилитарный фарфоровый предмет является антикварным раритетом и может быть использован в современном интерьере как восточная экзотика.
То, что для китайцев было бытовой утварью, европейцы использовали как дорогое украшение своих домов. Китайские фарфоровые тарелки с подставкой ставились на буфетные полки или комоды. И теперь такой способ установки декоративного фарфора встречается очень часто.
Позже в Европе появились, ставшие вскоре очень популярными, китайские расписные вазы, которые устанавливались на специальный деревянный постамент и стоили целое состояние. Традиционная китайская роспись за многие столетия мало изменилась: тончайшие линии, полупрозрачный рисунок бледных пастельных тонов изображал пейзажи, животных и птиц, растения или тонкие ажурные узоры сложного орнамента.
Декоративный китайский фарфор изменился со временем, но до сих пор он ценится за тонкость и четкость рисунка, лаконичность формы. Например, настенные квадратные тарелки на фото с их далекими предками — старинными тарелками — роднит только восточное происхождение и изящество художественного оформления.
С тех пор, как европейцы создали фаянс, пытаясь воспроизвести китайский фарфор, а затем раскрыли и сам секрет производства фарфора, посуда, в том числе и декоративная, стала одним из самых распространенных украшений интерьеров даже в небогатых домах разных стран. Причем национальное своеобразие просматривалось в колорите, орнаменте и рисунке. Вот, например, датские настенные тарелки с изображением собак, сцен охоты или деревенских пейзажей. На стену их надо повесить несколько, можно разного размера, но гармония их между собой все-таки должна соблюдаться.
Английский костяной фарфор с момента его изобретения очень ценился в Европе. Он славился тонкими стенками и превосходным белым цветом. Английские мастера впервые обнаружили благородное изящество чисто белой посуды. А для рисунка англичане стали использовать пастельные краски — розовые, нежно-голубые, все оттенки шоколада — которые на белом фоне выглядят особенно нарядно.
В английских коттеджах настенные тарелки тоже висят на стене по несколько штук, как правило, составляя набор или серию. Надо заметить, что англичане — непревзойденные мастера цветочных рисунков, может быть из-за туманов и короткого лета. Их пышные букеты из роз абсолютно не вульгарны, наоборот, есть в них что-то аристократическое, напоминающее пышное многоцветье английского сада.
Посуда в домах Средиземноморских городов выполнена в ярком, солнечном колорите. Сочные краски, растительный рисунок или незамысловатый орнамент, как и немного грубоватое исполнение — все это непременные атрибуты столовых и кухонь южного побережья Европы.
А вот итальянские дизайнеры создают своеобразную декоративную посуду. В ее формах и колорите видится отдаленное сходство с древними амфорами. Такой, как на фото, набор сосудов для хранения масла и трав станет украшением вашей кухни, особенно красиво он будет выглядеть в сочетании с натуральным деревом мебели, кирпичной, каменной или изразцовой отделкой стен.
Новые интерьерные стили: минимализм, хай тек тоже используют декоративную посуду, но она очень своеобразна. Эта посуда, как правило, монохромна: черного, белого цвета или натуральных оттенков терракоты. Для нее характерна простота формы и практически полное отсутствие декора. Посуда в таких интерьерах ставится на открытые полки рядом с книгами, аппаратурой.
И, если минимализм просто отказывается от украшательства и лишних деталей, то высокотехнологичные интерьеры превозносят красоту материала, из которых выполнены немногочисленные декоративные аксессуары: нержавеющая сталь, сплавы меди, стекло и даже бетон. Например, своеобразной формы бронзовые кувшины, как будто пришельцы из другой цивилизации, возможно, придутся по душе любителям современных технологий и неординарного дизайна.