История фарфора

posudaФарфор был изобретен в Китае в 6-8 веках. Этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины). Слово фарфор означает «императорский». Китайский фарфор отличается от керамики непроницаемостью для воды, звонкостью, белизной. К тому же изделия из фарфора не поддаются гравировке. Центры фарфорового производства в Китае — это Лилин в провинции Хунань, Таншань в провинции Хэбэй, Цзыбо в провинции Шаньдун, Исин в провинции Цзянсу. Производимые в разных местах фарфоровые изделия отличаются своим стилем и колоритом. Ваза или посуда из китайского фарфора станут украшением интерьера Вашего дома или офиса.
Во Флоренции под патронажем семьи Медичи начал производиться так называемый мягкий фарфор. Его покрывали свинцовой глазурью и расписывали кобальтом. Фарфор напоминал скорее стекло, только не прозрачное.
Наиболее ценным был фарфор в стиле «Какемон». Он выполнялся в бирюзовом, серо-голубом, красном и черном цвете. Его украшали изображения растений и птиц, полихромная роспись.
Стиль «Имари» отличался использованием текстильных узоров, голубой росписью, использованием красной эмали, позолоты с небольшим количеством черной, зеленой и желтой эмалей. Европейская керамика жадно впитывала неведомые приемы и не стеснялась подражать восточной манере.
История испанского фарфора начинается с изобретения так называемых «каменных масс», или протофарфора. Каменные массы — это керамика, не обладавшая утонченностью, прозрачностью и белизной фарфора. Но зато изделия из каменных масс прочны и отличаются звонкостью. Испанцы до сих пор считают протофарфор настоящим фарфором.
Продукция фарфоровых заводов, возникавших, начиная с 1709 г., один за другим в течение XVIII в. в различных государствах, в XIX в. перерастает рамки придворных мануфактур, а качество изделий уже свободно может конкурировать с китайским, тем более, что заметный рост зависимости китайского производства от широкого рынка и все усиливающееся внедрение иноземных влияний способствовало начавшемуся художественному упадку фарфорового производства.
Изделия начала XIX в. мало отличаются от того, что дал конец XVIII в. В основном продолжаются старые традиции, перерабатываются старые формы и типы росписи. Стремление к большему разнообразию сказывается не в выработке новых художественных направлений, а в иных комбинациях различных технических приемов и в соединении на одном предмете разнородных живописных стилей.
Даже неискушенный человек знает, что фарфор — это не только дорого, красиво, но и модно во все времена. Секреты, окружавшие фарфоровые изделия, будоражили воображение. Фарфор олицетворял роскошь, богатство и власть. Люди стремились стать его обладателями, словно речь шла о драгоценностях. Впрочем, это неудивительно, многие изделия старинного фарфора можно по праву называть произведениями искусства.
В сравнении с привычной керамикой изделия из фарфора отличались прозрачностью, тонкостью, легкостью, белизной, изделия из него издавали от прикосновения звук, схожий с мелодичным звоном серебряных колокольчиков. Технология производства фарфора была тайной за семью печатями. Из чего и тем более как делался фарфор, никто тогда не имел ни малейшего представления. Фарфор быстро стал предметом роскоши, необходимым атрибутом дворцовой жизни. Он был украшением, прекрасным дорогим подарком, но главное его место все же было на столе. Из испанского фарфора «изволили кушать» европейские короли, богатые придворные, русский царский двор тоже не миновала «чаша сия». Понятно, что фарфор ценился, как принято говорить, на вес золота. Неудивительно, что называли его тогда «белым золотом».
Даже осколки фарфоровой посуды не пропадали, их обрабатывали и вставляли в золотую или серебряную оправу и использовали как украшения костюма.
Фарфор казался тогда магическим и чудесным. Люди верили, что фарфоровая посуда способна предупреждать о подмешанном в пищу или напиток яде. Она должна была изменить свой цвет и уберечь хозяина от коварного замысла.

Комментарии запрещены.

Календарь

Погода

Включить радио

Онлайн радио

Статистика